Суть банковской гарантии
При заключении любых сделок, одна из сторон, называемая Заказчиком, ищет добросовестного исполнителя контракта, а вторая, именуемая Исполнителем, берет на себя ответственность за своевременное и качественное исполнение заказа.
В случае ненадлежащего исполнения или неисполнения заказа, Заказчик, как правило, терпит убытки. В зависимости от размера контракта эти убытки могут быть довольно значительными. Чтобы этого не произошло, существует механизм взаимоотношений, в котором появляется третья сторона, гарантирующая Заказчику возмещение в случае недобросовестности Исполнителя.
При этом Исполнитель заключает договор, с этой третьей стороной, которая чаще всего является финансовым институтом, о предоставлении такой гарантии. Суть этой гарантии в том, что в дальнейшем, в случае вступления в силу гарантии, финансовый институт решает вопросы с Исполнителем, возместив предварительно убытки в соответствии с банковской гарантией Заказчику.
Данная форма взаимоотношений очень удобна для всех сторон:
- Заказчик делегирует необходимость проверки финансовой состоятельности Исполнителя банку, который имеет уже отлаженный механизм анализа клиента.
- Заказчик полностью защищен от недобросовестности Исполнителя.
- Исполнитель имеет возможность, получив гарантию, исключить из процесса собственные финансовые ресурсы, сосредоточив свое внимание не на обеспечение контракта, а на его исполнение.
- Банк, проверив состоятельность Исполнителя и предоставив банковскую гарантию, получает доход от проведенной операции.
Если раньше достаточно часто встречались фиктивные банковские обязательства, то сегодня, после введения в действие федерального закона № 44 и организации единого реестра банковских гарантий, можно с уверенностью констатировать эффективность данного рода финансовых взаимоотношений.